бизнес планы

Типичные ошибки при составлении инвестпроектов

Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это следует сделать.

Если компания нуждается в привлечении дополнительного капитала со стороны инвестиционных компаний или венчурных фирм, с которыми она ранее не сотрудничала, то инвестиционный проект играет для нее роль визитной карточки. Первоначальная задача менеджеров компании состоит в том, чтобы заставить потенциального инвестора ознакомиться с инвестиционным проектом (бизнес-планом).

Каждая компания составляет лишь ей присущий инвестиционный проект, используя собственные подходы и структуру, различающиеся в зависимости от характера бизнеса, целей плана и требований кредиторов. Так, план для производственной компании должен включать иные разделы, чем план для предприятия в сфере услуг. Инвестиционный проект, используемый для внутренних целей, отличается от плана, направленного на привлечение инвестиций.

Следовательно, отсутствие тщательно продуманного инвестиционного проекта, откорректированного в соответствии с изменяющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге приводит к снижению возможности привлечения финансовых ресурсов и достижения долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Требования инвесторов к бизнес-плану

Для бизнес-планов компаний, финансирование реализации которых намечается за счет внешних источников, необходимо полномасштабное обоснование по соответствующим национальным и международным стандартам. Такое обоснование подчинено определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (отклонения от этой общепринятой структуры обусловлены лишь отраслевыми особенностями и формами осуществления реальных инвестиций).

В общем случае бизнес-план состоит из основных разделов, приведенных ниже.

Краткая характеристика проекта (или его резюме). Содержатся выводы по основным аспектам разработанного проекта после рассмотрения всех альтернативных вариантов, когда его концепция, обоснование и формы реализации уже определены. Ознакомившись с этим разделом, инвестор должен сделать вывод о том, что проект отвечает направленности его инвестиционной деятельности и инвестиционной стратегии, соответствует потенциалу его инвестиционных ресурсов, устраивает его по периоду реализации и срокам возврата вложенного капитала и т.п.

Предпосылки и основная идея проекта. Перечисляются наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями для его реализации, рассматривается регион расположения проекта в увязке с рыночной и ресурсной средой, приводится график его реализации и характеризуется инициатор.

Анализ рынка и концепция маркетинга. Излагаются результаты маркетинговых исследований, обосновываются концепция маркетинга и проект его бюджета.

Сырье и поставки. Приводятся классификация используемых видов сырья и материалов, сведения об объеме потребности в них, наличии основного сырья в регионе и обеспеченности им, поставках сырья и материалов и связанных с ними затратах. В бизнес-плане должна быть отражена доступность ресурсов, при этом расчеты основываются на их стоимости непосредственно в месте потребления, а не на стоимости приобретения на складе поставщика.

Месторасположение, строительный участок и окружающая среда. Подробно описываются месторасположение проекта, характер естественной окружающей среды, степень воздействия на нее при его реализации, социально-экономические условия в регионе и инвестиционный климат, состояние производственной и коммерческой инфраструктуры, выбор строительного участка с учетом рассмотренных альтернатив, дается оценка затрат по освоению строительного участка.

Проектирование и технология. Данный раздел должен содержать производственную программу и характеристику производственной мощности предприятия, выбор технологии и предложения по ее приобретению или передаче, подробную планировку предприятия и основные проектно-конструкторские работы, перечень необходимых машин и оборудования и требования к их техническому обслуживанию, оценку связанных с этим инвестиционных затрат.

Организация управления. Приводится организационная схема и система управления предприятием, обосновывается конкретная организационная структура управления по сферам деятельности и центрам ответственности, рассматривается подробная смета накладных расходов, связанных с организацией управления.

Трудовые ресурсы. Содержатся требования к категориям и функциям персонала, дается оценка возможностей его формирования в рамках региона, приводятся план обучения работников и связанные с этим затраты.

Планирование реализации проекта. Обосновываются отдельные стадии осуществления проекта, приводятся график его реализации и бюджет.

Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Этот раздел содержит финансовый прогноз и основные виды финансовых планов, совокупный объем инвестиционных затрат, методы и результаты оценки эффективности инвестиций, анализ инвестиционных рисков.

Желательно, чтобы срок производственного и финансового планирования превышал срок инвестирования на 1-2 года, в противном случае инвестору будет неясен механизм возврата вложенных средств.

Нередко инвесторы требуют расширения бизнес-плана, при этом оказываются востребованными следующие сведения:

· стратегия развития предприятия и маркетинговая политика (на срок, превышающий срок реализации проекта);

· SWOT, PEST-анализы (анализ сильных и слабых сторон, анализ политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могли бы повлиять на деятельность предприятия);

· денежные средства (на расчетных рублевых и валютных счетах, наличные денежные средства, чеки и т.д.) и средства в расчетах (финансовые вложения);

· менеджмент и персонал предприятия (опыт менеджмента по работе над схожими проектами);

· основные проблемы и риски (например, отдаленность источника сырья, высокая текучесть персонала, зависимость рынка от каких-либо событий и т.д.);

· наличие разрешений, лицензий, сертификатов;

· поддержка проекта официальной властью и бизнес-структурами.



Нередко компании не знают, в какой степени крупным представленный проект является для инвестора. Уровень его рассмотрения очень важен, поскольку от этого зависит, насколько формальным оно будет.

Если решение принимает менеджер низшего или среднего звена, его главная задача - снять с себя ответственность в случае негативного развития событий, поэтому проект должен, прежде всего, удовлетворять всем формальным требованиям, желательно подкрепить расчеты и предположения маркетинговыми исследованиями, статистическими отчетами, официальными документами и т.п.

Если бизнес-план рассматривает топ-менеджер или собственник, то его в первую очередь интересует суть проекта. Документ, который содержит много сведений, не относящихся непосредственно к проекту, может вызвать у них отторжение, любые манипуляции с цифрами, скорее всего, будут замечены и породят недоверие к нему. В свою очередь честное обсуждение рисков и слабых сторон проекта с большой вероятностью создаст благоприятное впечатление о компании.

Разработка бизнес-планов

Ошибки, которые совершают компании при составлении и представлении бизнес-плана, в основном связаны с возможными противоречиями в описательной части и расчетах, некорректным или необоснованным планом реализации, использованием специальной терминологии. Кроме того, негативное восприятие инвестором проекта может стать результатом перенасыщения бизнес-плана излишней информацией, применения для расчетов незнакомых программ или даже простой неаккуратности при оформлении документов.

Несоответствие расчетов описательной части бизнес-плана. Часто исходные данные для расчетов, основанные на информации отдела маркетинга, исторических данных компании, включенные в описательную часть бизнес-плана, отличаются от тех, которые были использованы в расчетной части. Это связано с тем, что менеджмент компании "подгоняет" расчеты под желаемый финансовый результат. Подобный бизнес-план инвесторы никогда не примут.

Финансовые расчеты для бизнес-плана должны основываться на достоверных допущениях, обосновании эффективности проекта. Желательно, чтобы предположения менеджмента компании были подтверждены независимыми экспертами, аудиторами, авторитетными консалтинговыми компаниями. Заключения таких компаний должны быть включены в пакет документов, направляемых инвестору на первичное рассмотрение.

Можно выделить наиболее часто встречаемые ошибки инвестиционного проекта в рамках данного признака:

· бизнес-план не адаптирован к местонахождению будущего бизнеса (например, компания намерена изготовлять валенки в жаркой стране);

· стратегия проекта, которая описана в бизнес-плане, не соответствует требованиям рынка;

· не понятны структура и потребности рынка;

· отсутствует детальное описание конкурентов или сравнение проекта компании с проектами конкурентов (цена, местонахождение, преимущества и недостатки);

· отсутствуют данные о перспективах развития и способах совершенствования бизнеса;

· не учтены факторы, связанные с персоналом, такие, как заработная плата, обучение, способы подбора сотрудников и тип руководства.

Необоснованный план реализации. Большинство финансистов при подготовке расчетов учитывают не маркетинговые данные, полученные компанией в результате исследований об ожидаемых планах реализации продукции, а технологические возможности проектируемого производства, т.е. исходят из того, сколько может произвести компания, а не из емкости рынка или тенденций предложения и спроса. При этом необоснованный план сбыта они пытаются оправдать следующим доводом: "низкие цены - хорошее качество". Получив такой расчет, потенциальный инвестор в лучшем случае попросит увеличить планы по выручке (все хорошее стоит дорого) или откажется от проекта, посчитав его не выгодным для себя.

Если речь идет не о новом производстве, а об инвестировании в уже существующее, то для определения достижимой выручки компании можно использовать следующую формулу:

В1 = В2 x (1 + Кд),

где В1 и В2 - выручка отчетного (предшествующего) и планового периода соответственно, руб.;

Кд - коэффициент достижимого роста.

Последовательно применяя данную формулу, можно составить прогноз продаж на любое количество лет вперед. Другими словами, располагая сведениями о выручке за 2006 г., можно определить прогнозное значение выручки за 2007 г., на основании которого будет определен объем продаж в 2008 г. и т.д.

Остановимся подробнее на коэффициенте достижимого роста. Модель достижимого роста позволяет оценить максимально возможный темп увеличения объемов продаж компании при заданных ограничениях. В качестве ограничений используются такие показатели ее деятельности, как рентабельность продаж, оборачиваемость активов, соотношение собственных и заемных средств. На практике подобные ограничения в стратегии могут быть сформулированы следующим образом: "Выручка компании к 2016 г. должна составить 100 млн руб., при этом рентабельность продаж должна сохраниться на достигнутом в 2005 г. уровне в 10%".

Коэффициент достижимого роста определяется на основании данных баланса и отчета о прибылях и убытках за предшествующий год по формуле:

(Ск + НСк - Д) (1 + Л ) О/Вo Кд = -1,

1 - Р (1 + Л) O T)

где Ск - размер собственного капитала в предшествующем году, руб.;

НСк - собственный капитал, который компания планирует привлечь, например, за счет дополнительной эмиссии акций, в будущем году, руб.;

Д - сумма дивидендов за год, которые будут выплачены в следующем году, руб.;

Л - финансовый "рычаг" (отношение заемных средств к собственным);

O - оборачиваемость активов (отношение выручки к активам);

Вo - выручка компании за предшествующий год, руб.;

P - рентабельность продаж, %.

Если после прогнозирования выручки выясняется, что стратегические цели по объему продаж не могут быть достигнуты, необходимо скорректировать либо стратегию бизнеса, либо использованные при расчете коэффициента достижимого роста ограничения (рентабельность продаж, оборачиваемость активов, финансовый "рычаг" и т.д.). Иными словами, с помощью модели достижимого роста можно оценить выполнимость поставленных стратегических целей.

Однако не следует проводить расчеты с чрезмерной точностью. Например, если выручка спрогнозирована с точностью до 10%, то и прогноз прибыли не должен быть более точным. Цифра с тремя знаками после запятой будет выглядеть неуместно.



Бизнес план предприятия - Бизнес план магазина - Бизнес план кафе - Бизнес план ресторана - Бизнес план автомойки

Бизнес план салона красоты - Бизнес план автосервиса - Бизнес планирование - Примеры бизнес планов - Другие бизнес планы