бизнес планы

Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте

- 100 человек, в сельском хозяйстве и на-учно-технической сфере 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек/7/. С 1991 года сложилась ситуация, при которой в сферах торговли, общественного питания и некоторых иных видах деятельности предпринимательство развивается достаточно быстро и не нуждается в специальной государственной поддержке.

А в других сферах (производство, инновационная деятельность и других), предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условии целенаправленного содействия со стороны государственных структур.

Исходя из мирового опыта государственная поддержка малого бизнеса лишь там приносила ощутимые плоды, где главным условием ее предоставления являлись конкретные цели и результаты, к которым стремились и приходили малые предприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектов сама по себе.

Например, отличительной чертой системы государственной поддержки малого предпринимательства в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе /46/. Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствии из-меняться.

Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного сектора на "точках роста" в экономике и быстрыми темпами достичь ощутимых результатов. В России же в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов для местной администрации крайне важно оценить, какие направления раз-вития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придется рассчитывать только на свои силы. Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм претендую-щих на помощь государства, падает.

Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятиям - "аутсайдеры" действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их "на плаву", государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/34/. В целом в поддержке нуждаются как "слабые", так и "сильные" малые предприятия.

Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, во-вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая "точки роста". Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли, и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малых предприятий. Само понятие "помощь" подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна.

Опыт зарубежных стран показывает, что создание "тепличных" условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов /32/. Интересен тот факт, что количество малых предприятий резко выросло в 1991-1994 годах более чем в три раза, причем тогда какая бы то ни было система поддержки малого предпринимательства, она практически отсутствовала.

Получается, что в нашей стране малый бизнес быстрее развивается без помощи государства. Скорее это свидетельствует о том, что система государственной поддержки малых предприятий в России обладает крайне низкой эффективностью/16/. В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого бизнеса в России.

К формам государственной поддержки малого предпринимательства относятся/30/: организационно-инфраструктурная; налогово-управленческая; имущественная; финансово-кредитная.



Бизнес план предприятия - Бизнес план магазина - Бизнес план кафе - Бизнес план ресторана - Бизнес план автомойки

Бизнес план салона красоты - Бизнес план автосервиса - Бизнес планирование - Примеры бизнес планов - Другие бизнес планы