бизнес планы

Инвестиционный меморандум, ТЭО, бизнес план. Цели и задачи.

Недавно закончилось проведение внутреннего маркетингового исследования, целью которого стало изучение потребительских предпочтений на рынке консалтинга в области бизнес-планирования.


В результате анализа полученных звонков, писем, анкет, различного рода запросов сложилось мнение, что в настоящий момент на рынке существует некий информационный вакуум вокруг определений и, соответственно, различий, которые существуют между такими понятиями, как: бизнес-план, ТЭО и инвестиционный меморандум. Данная статья призвана снять эту проблему.

В первую очередь требуется очертить хронологию рождения этих финансовых документов.

Из данной схемы следует, что первичную роль в обосновании целесообразности инвестиций играет технико-экономическое обоснование (Точка № 1). Оно создается внутренними усилиями топ-менеджеров компании, цель которых — определить, является ли общее направление данного проекта коммерчески эффективным и перспективным.

Вслед за этим этапом требуется составление детального финансового документа, который бы мог сформулировать, как предполагаемое новое предприятие или товар (услуга) будет существовать в рамках данного рынка при текущем и будущем воздействии на данный сегмент разных конкурентных факторов, а также различного рода рисков. Таким документом является бизнес-план (Точка № 2).

Во время второго этапа (составления бизнес-плана) происходит некоторое увеличение издержек, обусловленное затратами на проведение маркетинговых исследований, задачей которых является проверка информации и различного рода гипотез, изложенных ранее в материалах ТЭО к данному проекту.

Далее, в случае положительных результатов проверки гипотез ТЭО, проект получает финансирование. Этот момент показан на точке № 3.

Следующий этап в жизни нового предприятия крайне важен и ответственен для его управленцев. В этот период происходит первичное становление его маркетинговой модели поведения, появляется реальная статистическая информация, характеризующая его настоящие и потенциальные темпы развития.

Оценивая текущие и возможные сценарии поведения предприятия в соотношении с потребностями в инвестициях, топ-менеджеры компании разрабатывают финансовый документ, главная цель которого привлечь в уже существующий проект нового стратегического инвестора, который бы смог вывести компанию на качественно новый уровень развития. Этот документ носит название Инвестиционного меморандума (Точка № 4).

Во время данного этапа развития менеджеры предприятия должны постоянно проводить мониторинг рынка. Обычно это делается в целях отслеживания поведения конкурентов, а также выявления новых перспективных рыночных ниш для освоения.

Главная цель мониторинга — вовремя зафиксировать тот момент, когда предприятию для повышения эффективности бизнеса понадобится дополнительные стратегические инвестиционные вливания. Задача управленцев заключается не только и не столько в том, чтобы вовремя отследить и констатировать факт того, что компании требуется стратегический партнер, а в том, чтобы правильно просчитать размер недостающих проекту инвестиционных ресурсов.

Момент, когда топ-менеджеры компании видят многосценарный вариант развития их бизнеса, (от пессимистического в случае недоинвестирования до оптимистического в обратной ситуации) служит началом для составления Инвестиционного меморандума. Разница между сценариями показана в заштрихованных зонах графика. Заштрихованные зоны объясняют, насколько недофинансирование проекта в момент Х снижает будущую рентабельность бизнеса компании.




Бизнес план предприятия - Бизнес план магазина - Бизнес план кафе - Бизнес план ресторана - Бизнес план автомойки

Бизнес план салона красоты - Бизнес план автосервиса - Бизнес планирование - Примеры бизнес планов - Другие бизнес планы