бизнес планы

Бизнес план «на четырех колесах»

Можно утверждать вполне определенно, что вложения в автомастерскую – одни из самых надежных и будут оставаться таковыми до тех самых пор, пока кто-то не придумает абсолютно не ломающийся автомобиль

По оценке Московской ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО), сейчас только в одной российской столице работает почти 2,5 тыс. легальных автосервисов, не считая тысяч умельцев-одиночек, разбросанных по гаражным кооперативам. Помимо этого, в Москве еще с конца 1980-х годов начала складываться целая сеть нелегальных и полулегальных гаражных автосервисов, традиционно занимающихся «жестянкой» и покраской – операциями, не требующими дорогого оборудования. Их число, как уверяют эксперты МАПТО, также никак не меньше числа легальных. По самым приблизительным подсчетам, ежегодный оборот рынка автосервисов в Москве – $500 млн., при этом каждый год открывается почти сотня новых центров.

Текучий рынок

– 90% рынка занимают небольшие техцентры на два-три поста, – рассказывает Дмитрий Буянов, директор компании «Барклай Холдинг», занимающейся поставками оборудования для сервисов, в прошлом сам совладелец небольшого сервиса. – Рынок этот очень текучий, и ежегодно четверть сервисов меняют свое местоположение и перечень предоставляемых услуг. Во многом успех автосервисного бизнеса зависит от местоположения. Так что для начала необходимо найти свободное помещение, и желательно, возле оживленной трассы.
Большинство владельцев крупных автосервисов когда-то начинали с самого малого. Например, директор «Альфа Мотор Групп» Александр Воронков семь лет назад начинал свой бизнес с двух арендованных гаражей в несколько десятков квадратных метров, пары подъемников и трех рабочих – это ему обошлось тогда в $25 тыс. Уже через три года он расширил площадь до 500 кв. м, пристроил новое здание, установил несколько постов, покрасочную камеру и купил диагностический стенд за $20 тыс. Сейчас Александр открыл еще одно отделение своего сервиса, уже под 1000 кв. м.
В Москве (как и в любом крупном городе) подыскать площадь (недорогую, в хорошем месте, с удобными подъездами и подальше от жилых домов) всегда проблематично. Но, как отмечают специалисты, в центре помещение искать и не обязательно – окраина может быть не менее эффективна – главное, чтобы будущий сервис имел удобный подъезд и оживленную трассу под боком.
– Для каждой операции необходимо отдельное место, а это минимум 20 кв. м, – рассказывает Виктор Тараненко, начальник торгового отдела фирмы «Скорпион», поставляющей оборудование для сервисов, – чтобы обеспечивать свободу перемещения механиков. Еще необходимо предусмотреть площадь для склада автозапчастей, раздевалки, стойки для приема клиентов и оформления заказа, зала ожидания с мягкими креслами и пр. Если по самому минимуму, то для небольшого сервиса меньше чем в 100 кв. м уложиться не удастся. Если помещения нет, то для автосервиса вполне подойдет теплый металлический ангар – стоить его возведение будет примерно столько же, сколько и ежегодная аренда в центре.
– Но главное в нашем деле – это репутация, – утверждает Вячеслав Смыкалов, технический директор «Автопассажа», – постоянные клиенты составляют до 70% от общей массы. А репутацию нужно заработать.
С ним согласен и Александр Воронков:
– Клиенты должны видеть вашу работу, оценить ее качество, и тогда они поедут за вами куда угодно. Всех своих постоянных клиентов я знаю лично, многие из них стали мне друзьями.

Расходы и их минимизация

По признанию многих владельцев сервисов, регулярный и безвозмездный ремонт автомашин всевозможных инспекторов (от СЭС до пожарников) – неизбежная статья расходов. К счастью, с 8 февраля прошлого года одним барьером стало меньше – лицензирование автосервисов отменено. Но для легальной работы каждому сервису необходимо получить сертификат соответствия на выполнение авторемонтных работ. Этим занимаются Госстандарт, НАМИ, «Ростест», МАДИ-ТЭС – всего больше десятка организаций в Москве; действителен сертификат три года. Для того чтобы получить эту заветную бумажку, необходимо не только, чтобы все оборудование соответствовало определенным техническим требованиям (представитель органа сертификации выезжает на место для проверки), но и чтобы была соответствующая квалификация (как минимум – профильное среднетехническое образование) инженерно-технического персонала. Плюс все контрольно-диагностическое оборудование должно пройти метрологическую поверку (это делают «Ростест» и «Автопрогресс»). Так что чем крупнее сервис и больше в нем оборудования, тем дороже обойдется эта процедура. Например, по словам Вячеслава Смыкалова, «Автопассажу» это обошлось более чем в 100 тыс. руб.
Также предстоит заключить договор с одной из организацией, занимающихся вывозом мусора и жидких токсичных отходов. Главный отход – отработанное масло. К примеру, стоимость вывоза одного контейнера мусора сейчас равна 250 руб. А за вывоз и утилизацию 1 кубометра водно-масляной суспензии придется отдать от 5 до 8 тыс. руб. Что интересно, на этом можно сэкономить – отработанное масло (без примесей) некоторые предприятия готовы забирать даже бесплатно. На кирпичных заводах его используют для топки печей, а на бетонных смазывают им формы для отливки блоков.

Рабочие технологии

Несмотря на то что отечественные машины ломаются на порядок чаще, чем импортные, для автосервиса последние обслуживать существенно выгоднее. Просто потому, что нормо-час обслуживания «иностранца» стоит в два, а то и в три раза дороже (в среднем – $25, российских – $10-15).
Большинство автосервисов, если нет возможности приобрести весь спектр оборудования, начинают со специализации на каком-то одном или нескольких видах работ, постепенно, по мере развития, докупая новые позиции.
– Большинство начинающих сервисов не могут себе позволить купить все необходимое оборудование, – говорит Дмитрий Буянов, – и поэтому поначалу можно специализироваться на каких-то определенных работах (например, «жестянке», диагностике или капремонте двигателя), при этом постоянно поддерживая высокое качество. Правда, круг клиентов все же будет весьма ограничен, поэтому, если есть возможность, нужно «оборудоваться» по максимуму.
Помимо этого, серьезные сервисы обычно специализируются на каких-то конкретных марках машин – современные автомобили западного производства настолько сложны, что «делать все» – это «пытаться объять необъятное».
С ним согласен и Александр Воронков:
– У меня есть десяток специалистов, знающих автомобили «Тойота» от и до, ничуть не хуже, чем в авторизированных сервисах. Всеми марками подряд заниматься несерьезно, ведь у каждой модели множество своих особенностей, и если сервис заявляет, что делает все независимо от марки, то есть повод усомниться в качестве его услуг.

Покупаем оснастку

Работу автомастера можно сравнить с работой хирурга – именно от правильно поставленного диагноза зависит здоровье, а нередко и жизнь пациента (автомобиля).
Поэтому одна из самых главных частей любого автосервиса – стенд для диагностики неисправностей. Практически все современные автомобили оснащаются компьютерами, так что достаточно подключить стенд к специальному разъему в капоте машины, и диагноз становится ясен, что значительно упрощает и сокращает задачу мастера. Хороший стенд диагностики стоит от $10 тыс., а фирменные, рекомендованные для авторизированных дилеров, могут стоить еще дороже.
– Раз в год для каждого автолюбителя услуга по техобслуживанию (ТО) становится самой актуальной, а для сервисов – одной из самых прибыльных, – рассказывает Алексей Куликов, сервис-менеджер направления «Ford» «Автопассажа». – При небольших временных затратах (от 1,5 до 3,5 часов) автолюбителю она обойдется у нас в $60 и востребована постоянно (требуется через каждые 10-20 тыс. км пробега для бензиновых авто и 7-25 тыс. для дизельных).
Для каждого поста необходим также подъемник (от $1,5 тыс. за технику российского производства и от $3 тыс. за импортную).
В те давние времена, когда отсутствовало или было «убито» оборудование на государственных сервисах, а по дорогам колесили одни «Жигули», наши самоучки всегда находили выход из любой ситуации. К примеру, вытягивали «железо», привязав зад машины тросом к дереву и нажав на газ. Сейчас техника ушла далеко вперед. В среднем за импортный стенд правки аварийных кузовов придется отдать от $5,5 тыс. до $50 тыс. (отечественные можно найти и за $4 тыс.).
Одна из самых сложных услуг – капитальный ремонт двигателя; каждой российской машине он требуется после 90-150 тыс. км пробега, иномарке – после 200-400 тыс. км. Для небольшого сервиса осуществить подобный ремонт – сложная и трудоемкая задача, требующая специального оборудования (фрезерные, шлифовальные и хонинговальные станки для точной механической обработки), да зачастую и нерентабельная. В этом случае есть смысл, принимая заказы, перепоручать ремонт двигателя специализированным фирмам – в Москве их несколько («Механик», «Инна-мотор» и др.). Причем треть суммы за ремонт достанется вам в виде комиссионных, а спектр услуг только расширится.




Бизнес план предприятия - Бизнес план магазина - Бизнес план кафе - Бизнес план ресторана - Бизнес план автомойки

Бизнес план салона красоты - Бизнес план автосервиса - Бизнес планирование - Примеры бизнес планов - Другие бизнес планы