бизнес планы

Бизнес план школы

Цель разработки программы финансово-экономической деятельности (бизнес-плана) – спланировать экономическую деятельность школы в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

Бизнес-план позволяет определить конкретные направления предпринимательской деятельности (платные услуги, ремонтные мастерские, подготовка гувернёров, по среднические услуги, организация аудио- и видеосалонов, компьютерное обучение и т.д.); оценить конкурентоспособность товаров и услуг которые будет предлагать школа; определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, рекламы ценообразования, каналов реализации; предусмотреть возможные риски (проблемы); найти способы сотрудничества, кооперации с другими образовательны ми, банковскими и иными учреждениями.

Можно было бы привести массу других аргументов в пользу необходимости со ставлять бизнес-план школы. Заметим лишь, что есть масса примеров, когда из-за от сутствия продуманного плана реализации тех или иных услуг приобретённое (или без возмездно переданное) имущество впоследствии не использовалось школами.

Содержание бизнес-плана для школы в разных регионах РФ будет зависеть от многих условий: экономических (уровня реальных доходов населения, темпов инфля ции, цен, наличия потенциальных благотворителей), социальных, национально-куль турных, климатических, а также от взаимоотношений органов местной власти и орга нов управления образованием.

Руководитель школы, перед тем как организовать платные образовательные услуги, оценивает предполагаемый объём доходов и расходов, налоговые последствия, организацию бухгалтерского и налогового учётов и многие другие вопросы. Это и есть начало бизнес-планирования. Предлагаемая схема позволяет упорядочить и система тизировать эту работу.

Предназначение бизнес-плана:

• его можно использовать для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т.е. «производства» образовательных услуг с разных сторон: маркетинга, финансов, конкуренции);

• с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности за определённый период;

• степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг становится практически единственным обоснованием для привлечения как потребителей, так и потенциальных благотворителей.

Вот примерная структура бизнес-плана и финансового плана школы.

Бизнес-план

I. Титульный лист

• Название и адрес школы.

• Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Услуги

• Описание предлагаемых услуг и их предназначение.

• Потенциальные потребители услуг.

• Основные конкуренты.

• Структура услуг конкурентов (основ ные качественные характеристики).

• Ценовая политика конкурентов.

• Выгоды, получаемые потребителями предоставляемых услуг.

• Реалистическая оценка преимуществ предоставляемых услуг на рынке.

• Оценка спроса на услуги.

• Возможная цена предлагаемой услуги.

III . План маркетинга

• Предлагаемая система реализации услуг.

• Определение «рыночной ниши», рек лама.

• Структура цены.

• Мероприятия по содействию сбыту (дополнительные льготы потребителям услуг).

IV. Производственная программа

• Место осуществления услуги.

• Оценка местоположения школы: близость к потребителям услуг, транспорт ная (пешеходная) доступность и т.д.

• Анализ целесообразности кооперации с другим образовательным учреждением (организацией).

• Методы использования инновацион ных технологий и их описание.

5. Предполагаемые издержки при «произ водстве услуг» и их возможная динамика.

V. Организационный план

• Организационная схема управления.

• Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномо чия, достоинства и недостатки).

• Форма привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в школе, совместительство).

• Предполагаемый уровень и формы оп латы труда, включая дополнительные ма териальные и социальные льготы.

• Кадровая политика (принципы найма: трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, испытательный срок).

VI. Оценка риска

Перечень возможных рисков:

• отношение местных властей (возможность ввести дополнительные ограничения, осложняющие организацию платных об разовательных услуг);

• альтернативные услуги конкурентов;

• неустойчивость спроса на услуги;

• платёжеспособность потребителей;

• трудности с набором квалифицированных преподавателей и др

Финансовый план

• Объём первоначальных затрат, необходимых для организа ции платных дополнительных образовательных услуг.

• Источники финансирования.

• Условия привлечения финансовых средств.

• Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их упла ты, имеющиеся льготы).

В большинстве случаев название раздела (подраздела) бизнес-плана предопределяет его содержание. В связи с этим далее приводим лишь краткий комментарий некоторых состав ляющих документа.

На первом этапе необходимо провести маркетинг услуг: анализ потребностей учащихся, их родителей, населения микро района; предложения аналогичных услуг со стороны других про изводителей, например, ближайших учебных заведений. Инте ресы и предпочтения учащихся и их родителей можно выявить на родительских собраниях классов, общих собраниях в школе, в беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они есть), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации школы. Пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива или организационных возможностей школьного менеджмента. Здесь важна способ ность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов (в том числе со стороны), умение кооперировать свои действия с другими организациями (в том числе с соседними школами), находить благотворителей.

В разделе «Услуги» необходимо описать предлагаемые об разовательные услуги и прежде всего ответить на вопросы: по чему потребители предпочтут данные услуги, что составляет ос новное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей, в чём их недостатки?

Для систематизации ответов на сформулированные вопросы целесообразно составить таблицу с показателями для после дующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков (табл. 1).

Таблица 1



Преимущества
Недостатки
Меры по преодолению недостатков

Инновационность
Высокая цена
Увеличение спроса

Качество
Неудобное время
Изменение расписания




Подавляющее большинство школ оказывает платные дополнительные образовательные услуги, которые уже «производятся» другими. При этом практически каждый производитель исходит из того, что именно его услуги имеют наилучшие характеристики. Необходимо прежде всего найти свою нишу на рынке услуг. Этот процесс известен как сегментация рынка - поиск группы потребителей с аналогичными характеристиками (например, студенты, учащиеся, желающие пройти переподготовку безработные), вкусами (например, ориентированные на информационные технологии обучения) или чертами (например, следующие принципу: качество важнее цены). После определения такой группы надо адаптировать свою услугу к их потребностям. Если на рынке существует конкуренция, надо найти ответ на вопрос: какое дополнительное преимущество, необходимое рынку, можно предложить?

Сравнительную оценку своей конкурентоспособности в баллах можно представить в виде таблицы.

Таблица 2 платных образовательных услуг

№ п/п
Область сравнения
Услуги школы, баллы
Конкуренты, баллы

А
Б
В

1
Местоположение
5
4
2
5

2
Материально-техническая база (компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные средства и др.)
4
5
4
3

3
Система связи (телефон, факс, Интернет и др.)


5
4

4
Разнообразие предлагаемых образовательных услуг
5
4
5
5

5
Реклама

4
5
5

6
Имидж
5

5
-

7
Команда управления
3
5
4
5

8
Профессионализм персонала
3
4
5
5

9
Финансово-экономические условия деятельности
5

5


10
Качество
5
4
5
4

11
Уникальность

5



12
Многовариантность использования


5
5

13
Степень инновационности
4

5


14
Цены
5
4
3
5

15
Структура скидок цен на услуги
-
3
5
4

16
Уровень оплаты труда + социальные льготы
4
5
4
5

17
Количество потенциальных покупателей
5

4
5

18
Платёжеспособность потребителей
2
5
3
4

19
Дополнительные выгоды потребителей от услуг

4
5


20
Гибкость перехода к новым услугам

5
3


21
Потенциальные благотворители
5
1
4
5

22
Особые преимущества услуг
5


5

Итого
65
62
81
74




Этот перечень сравнения можно скорректировать в зависимости от конкретных условий деятельности. Каждая позиция должна получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данной области сравнения) до 5 баллов (доминирующие, определяющие позиции на рынке образовательных услуг). Оценки в баллах проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Расхождение сумм баллов более чем на 20% характеризует достаточно тяжёлое положение школы с точки зрения конкурентоспособности, а более чем на 40% свидетельствует о необходимости либо уходить с рынка платных образовательных услуг, либо искать иные формы предпринимательской деятельности. В нашем примере наиболее сильные позиции у конкурента «Б», а у конкурента «В» — тяжёлое положение.

Ещё один аспект анализа конкурентоспособности предлагаемой услуги иллюстрируется в таблице 3.

Таблица 3

Сильные и слабые стороны образовательной услуги





п/п
Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон образовательной услуги
Сильные

стороны
Слабые

стороны

1
Можете ли вы определить тот сегмент рынка на который ориентирована ваша услуга?



2
Изучали ли вы запросы ваших потребителей?



3
Какие преимущества предоставляет ваша услуга потребителям?



4
Можете ли вы эффективно довести свои услуги до тех потребителей, на которых она ориентирована?



5
Может ли ваша услуга успешно конкурировать с услугами других производителей по качеству; цене; стимулированию спроса; месту предоставления?



6
Есть ли у вас планы относительно новых видов услуг?



7
Обладаете ли вы возможностями заменить эту услугу альтернативной?



8
Проводите ли вы регулярную модификацию вашей услуги в соответствии с запросами потребителей?



9
Могут ли копировать вашу услугу конкуренты?



10
Отслеживаете ли вы жалобы потребителей ваших услуг?



11







Один из важнейших элементов раздела «План маркетинга» - ценообразование. Анализ цен — непростая задача при подготовке бизнес-плана.

Определяя цену услуги, надо ответить на вопрос: какая цель должна быть достигнута принятой в школе политикой ценообразования? Ответы могут быть следующие:

- расширение рынка (низкие цены, работать «с оборота»: более низкая цена, но больше и потребителей, желающих получить данную услугу);

- максимизация дохода (высокие цены);

- сохранение конкурентоспособности.

Итак, вырабатывая стратегию ценообразования, надо учитывать: себестоимость услуг; цены конкурентов на аналогичную услугу; уникальность видов услуг; спрос на них.

На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена услуги. На основе анализа цен конкурентов определяется средняя цена. Максимально возможная цена устанавливается на услуги с высоким качеством и уникальными свойствами. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка образовательных услуг, могут колебаться в диапазоне от минимальных до максимальных.

Таким образом, целенаправленная ценовая политика позволяет изменять цены в зависимости от ситуации на рынке образовательных услуг. Например, подобное изменение эффективно в так называемый «мёртвый сезон» (количество предлагаемых платных образовательных услуг резко падает в период зимних, весенних, летних школьных каникул).

Раздел «Финансовый план» помогает провести анализ экономического состояния школы и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Его также можно использовать как эффективный инструмент контроля. Основа такого действенного контроля - бухгалтерская и налоговая системы отчётности. Приступая к предоставлению платных образовательных услуг, надо привлечь к работе опытного бухгалтера, который сможет организовать адекватную систему их учёта.

Финансовый план - ключевой раздел бизнес-плана; он рассчитывается на основе прогнозов объёма реализации образовательных услуг и включает несколько основных документов, из которых выделим следующие:

1) план-отчёт о доходах и расходах (с его помощью рекомендуем проанализировать самоокупаемость осуществляемых услуг). Если спрос на платную образовательную услугу меньше

расчётной величины, то «производство» этих услуг, определённых бизнес-планом, не будет самоокупаемым;

2) план-отчёт о движении денежных средств - это документ, позволяющий оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени. Одна из главных задач такого анализа - установить синхронность поступления и расходования денежных средств, что особенно важно, учитывая требования гл. 25 Налогового кодекса РФ о налоговом учёте.

Важная составляющая бизнес-плана - резюме, задача которого - в сжатой форме изложить основные идеи плана, привлечь и заинтересовать потенциального партнёра, благотворителя. Объём этого раздела не должен превышать одной-двух страниц. Его текст должен быть понятным, предельно простым, лаконичным
, с минимумом специальных терминов. Этот раздел надо разрабатывать в самом конце составления бизнес-плана по платным образовательным услугам, когда уже есть полная ясность и чёткость по остальным разделам.

Опыт разработки бизнес-планов

Предложенная читателю схема разработки бизнес-плана необходима для анализа эффективности экономической деятельности школы на примере платных образовательных услуг.

В схеме — максимально возможный набор разделов. Конкретная программа экономического развития той или иной школы может включать не все из них, может варьироваться глубина разработки разделов. В конечном счёте всё зависит от целей разработки этого документа и круга лиц, на которых он рассчитан.

Ниже приводятся адаптированные примеры бизнес-планов, разработанных выпускниками курсов заместителей директоров школ по правовым и финансово-экономическим вопросам, которые проводит экономический факультет МГПУ в рамках программы «Столичное образование» Правительства Москвы». Содержание этих планов базируется на конкретной деятельности школ.

Бизнес-план создания «Бизнес-школы»

I. Резюме

Полное название предприятия: структурное подразделение государственного образовательного учреждения «Центр обра зования» (ГОУ ЦО) - «Бизнес-школа».

Сокращённое название предприятия: «Бизнес-школа».

Вышестоящий орган: ГОУ ЦО.

Суть предлагаемого предпринимательского проекта: на базе ГОУ ЦО создаётся структурное подразделение «Бизнес- школа» для старшеклассников как элемент дополнительного образования по оригинальным учебным программам и планам.

Приоритетные виды деятельности: образовательный процесс, призванный обеспечить подготовку старшеклассников до уровня конкурентоспособных участников рынков труда в об ласти менеджмента (производство, торговля, финансы, кадры) и бухгалтерского учёта.

Характеристика основных потребителей услуг: юри дические и физические лица.

Организационно-правовая форма деятельности пред приятия: структурное подразделение государственного обра зовательного учреждения.

Форма собственности: государственная.

Количество работников на предприятии:• постоянных — 7, из них 2 — молодёжь в возрасте д о 18 лет;

• профессорско-преподавательский состав: до 20 чело век, приглашаемых по трудовым договорам;

• студенты старших курсов экономических и управленческих вузов: до 20 человек, приглашаемых по трудовым договорам для ведения семинаров, выездных форумов, деловых игр.

Таблица 4

Обеспеченность ресурсами



Вид ресурсов
Требуется дополнительно
Есть в наличии у ГОУ ЦО

Производственные площади

+

Оборудование
+


Водоснабжение

+

Электроснабжение

+

Теплоснабжение

+

Канализация

+

Связь

+

Лицензии, сертификаты

+

Учебно-методическая литература
+





Имущество, нематериальные активы, источники финансирования:

• собственные: здания (оперативное управление), коммуникации (оперативное управление), земельный участок (пользование), лицензии;

• привлечённые (целевое финансирование): родительские средства, благотворительные взносы юридических и физических лиц, грант.

Основная идея проекта

«Бизнес-школа» ставит перед собой следующие задачи:

- ранняя профдиагностика и профориентация, помощь ученикам старших классов школ в выборе профессии, связанной со сферой предпринимательства;

- организация учебного процесса с использованием современных отечественных и зарубежных образовательных и информационных технологий (деловые игры, тренинги, форумы, конкурсы, тестирование и контроль) по оригинальным программам с выдачей конвертируемого в рамках Европейского объединения профессиональных учебных заведений (EVBB) сертификата;

- формирование в процессе обучения психологически совместимых бизнес-команд в составе пяти человек (генеральный менеджер, финансовый менеджер, главный бухгалтер, директор по кадрам, менеджер по внешним связям), разрабатывающих и реализующих свой проект;

- проектное сопровождение деятельности бизнес-команд на этапе «запуска» и дальнейшее партнёрское участие в реализации и развитии предпринимательской деятельности команды.

II. Аннотация деятельности

Школа является несамостоятельным структурным подразделе нием ГОУ ЦО. Основная цель деятельности Школы - органи зация параллельного процесса обучения учащихся 10-х и 11 -х классов средней школы по оригинальным программам, позволяющим ребятам, успешно закончившим полный курс обуче ния, получить знания и навыки, достаточные для органичного вхождения в рынок малого бизнеса.

Основной принцип деятельности Школы: «Учись, произ водя (создавая)».

Школа является составной частью системы дополнительного образования и предусматривает подготовку по пяти направлениям: менеджмент организации; финансовый менедж мент; юриспруденция и кадры; бухгалтерский учёт, анализ и ау дит; PR.

Курс обучения - три семестра по 7 ч в неделю (428 ч), включает лекционный блок по широкому спектру дисцип лин, семинары, деловые игры, мастер-классы, компьютер ное моделирование, выездные форумы и консультации. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели отечественных и зарубежных вузов, а также, практикующие руководители успешно действующих предприятий и органи заций. В процессе обучения из учащихся Школы формиру ются психологически совместимые бизнес-команды в соста ве пяти человек. По мере прохождения курса бизнес-коман ды разрабатывают собственные проекты, участвуют в различных конкурсах и по окончании курса работают по этим проектам при участии и поддержке Консалтингового центра «Бизнес-школы».

Дальнейшая работа бизнес-команд связана с разработкой и реализацией своей бизнес-идеи, которую Школа даёт воз можность апробировать в условиях реального рынка при собст венном консалтинговом сопровождении.

III. Анализ сильных и слабых сторон проекта

Сильные стороны проекта

Заключаются в успешной реализации принципа «учись, производя»; органичном сочетании возможности получить в Школе теоретические знания по основной специальности и сопредельным областям; обрести навыки работы в команде; постановке реального дела с получением конкретного дохода и удовлетворения от процесса и результатов деятельности при минимальном участии «Консалтингового центра «Бизнес-школы».

Наряду с задачами планирования, организации и контроля в практической деятельности команды очень важно решить проблему психологической совместимости партнёров по бизнесу. Одним из преимуществ проекта становится работа психологов при формировании команд, а также участие высококвалифицированных преподавателей-психологов управления, организация ролевых игр с участием успешных бизнесменов-практиков. Отсутствие арендной платы сокращает себестоимость проекта.

Слабые стороны проекта

Трудно формировать равноценные бизнес-команды из всего состава слушателей, так как опросы, проведённые среди 100 учеников девятых классов - возможных участников проекта, свидетельствуют, что хотят стать:

• бухгалтерами — 8 человек;

• юристами — 11 человек;

• менеджерами по PR — 16 человек;

• финансовыми менеджерами— 14 человек;

• менеджерами организаций — 51 человек.

Эта проблема должна разрешиться в первые месяцы обучения: ребятам разъясняется суть всех предлагаемых школой специальностей.

Довольно высокая оплата обучения при отсутствии дополнительных средств — гранта.

Срок окупаемости

Проект рассматривается как социальная программа начальной профессиональной подготовки старшеклассников, трудоустройства и проектного сопровождения бизнес-команд. Проект не ставит перед собой цели — извлекать прибыль — в качестве основной.

IV. Сведения о предприятии и видах его деятельности

В постоянном штате школы работают семь сотрудников и 40 человек на условиях совместительства.

Планируемый объём выпуска специалистов - 120 человек (по первому году работы).

Основное направление деятельности - образовательный процесс.

Юридическое обеспечение деятельности предприятия Организационно-правовая форма: структурное подразделение государственного образовательного учреждения.

Учредительные документы: приказ директора ГОУ ЦО, Положение о «Бизнес-школе», финансовое соглашение между ГОУ ЦО и «Бизнес-школой».

Зарегистрированный адрес: указывается адрес.

Лицензии на виды деятельности: дополнительное образование.

Законодательные ограничения: нет.

Правовое обеспечение долевого участия персонала предприятия: нет.

Правовое обеспечение налоговых льгот: в рамках действующего налогового законодательства.

Организационная схема управления предприятием: Школа подчиняется непосредственно директору Центра образования. Внутри подразделения работники подчиняются непосредственно руководителю подразделения — директору «Бизнес-школы».



V. Общие сведения о внешней среде функционирования предприятия

Там, где расположен Центр, работают около десяти «бизнес-школ», в которых школьники-старшеклассники готовятся по экономическим и управленческим профессиям, что не соответствует темпам экономического роста города и определяет дополнительную потребность в этом виде образовательных услуг.

Изменения во внешней среде функционирования предприятия: очевиден устойчивый рост спроса при весьма слабом изменении предложения.

Инвестиционный климат: благоприятный.

Наличие налоговых льгот: льгота по налогообложению НДС (п. 14 ст. 149
НКРФ).



VI. Описание услуг

Наименование услуг предприятия: образовательный процесс в сфере профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников-старшеклассников в сфере экономики и управления.

Область применения: выпускники, а также созданные из выпускников в процессе учёбы бизнес-команды поставляют на рынок труда квалифицированные команды управления бизнесом.

Сервис: в качестве сопутствующих подразделение предлагает следующие услуги:

• разработку проектов и программ;

• консультации по экономическим вопросам;

• консалтинг;

• информационные.



VII. План по маркетингу и реализации услуг

Требования к потребительским свойствам услуг

Потребителю предлагается комбинированная услуга в сфере образования, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, подготовка к поступлению в вуз по соответствующей специальности, подготовка психологически совместимых и специально подготовленных коллективов — бизнес-команд, способных удовлетворить потребности заказчика либо осуществить свою собственную бизнес-идею, чему будет всячески способствовать консалтинговый центр «Бизнес-школы», специализирующийся в сфере консультирования и первоначального сопровождения бизнеса.

Анализ конкурентоспособности услуг

1. Более низкая, по сравнению с платой за обучение на подготовительных курсах вузов-партнёров, цена за месяц обучения в «Бизнес-школе».

• Возможность обучаться по ускоренным программам в вузах-партнёрах.

• Возможность приобрести знания

и навыки в сфере организации и управления бизнесом, а по окончании учёбы в «Бизнес-школе» организовать свой бизнес.

• Цикл обучения рассчитан на 15 месяцев, что даёт возможность последние полгода обучения в 11 -м классе школы или на последнем курсе профессионального училища приложить усилия для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение по выбранной в «Бизнес-школе» специальности либо при изменившихся обстоятельствах подготовиться к получению высшего образования по другому направлению.

• Возможность стать членом организованного и подготовленного коллектива - бизнес-команды с целью организовать собственный бизнес.

• Возможность в период обучения (летние месяцы) попробовать реализовать собственные бизнес-проекты в условиях реального рынка.

• Возможность стать членом бизнес-клуба Школы, что обеспечивает, в частности, возможность получать консультации.

Каналы популяризации услуг

Тематические издания, использование информационных сетей отрасли, кабельное телевидение, Интернет.



VIII. Примерный учебный план по направлению «Менеджмент»

Таблица 5




Дисциплина
Часов, всего
Лекции
Семинары, тестирование, контрольные работы
Консультации, ролевые игры

1
Экономика
84
28
28
28

2
Основы предпринимательства
36
12
12
12

3
Бухгалтерский учёт
64
12
44
8

4
Налогообложение
48
8
24
16

5
Менеджмент и маркетинг
64
8
20
36

6
Статистика
4
4
-
-

7
Трудовое законодательство
16
4
8
4

8
Гражданское законодательство
16
8
8
-

9
Основы PR. Рекламный бизнес
32
8
16
8

10
Логика
16
4
8
4

11
Математика
32
8
20
4

12
Психология управления
16
6
10
-

Всего
428
110
198
120




X. Бюджет

Таблица 6



Направления расходования средств
Всего
(в тыс. руб.)
В том числе
Примечание

требуется
имеется

Заработная плата профессорско-преподавательского состава.

Заработная плата административного персонала
+
+
+


Начисления на заработную плату
+
+
+


Оборудование и мебель
+
+
+


Транспорт и связь
+
+
+


Командировочные расходы
+
+
+


Канцелярские и хозяйственные товары
+
+
+


Учебно-методическая литература и программное обеспечение (библиотека)
+
+
+


Проведение выездных форумов
+
+
+


Разработка и изготовление сертификатов об окончании, дипломов и другой продукции
+
+
+


Издательские и иные услуги (в том числе по тиражированию)
+
+
+


Разработка символики, реклама, аренда эфирного времени
+
+
+


Налоги, банковское и кассовое обслуживание
+
+
+


Итого
+
+
+


Непредвиденные расходы (2,5%)
+
+
+


Всего
+
+
+



X. Оплата труда

При расчёте оплаты труда профессорско-преподавательского состава также составляется таблица, в которой (на первый и второй год обучения) отмечаются период (сентябрь, октябрь и.д.), состав группы (слушатели), количество групп (преподавателей), количество часов за период на группу, общее количество часов за период, оплата за 1 час (руб.), сумма (тыс. руб.), форма проведения занятий: лекционная, выездной форум, летний, установочный форум; семинары, консультации, программное проектирование, консалтинг, сопровождение по проектам.



XI. Штатное расписание



Штатное расписание управленческого персонала «Бизнес-школы» ГОУ ЦО (финансирование двухгодичного цикла подготовки 120 учащихся, включая единовременные затраты выпуска проекта)

Таблица 7





н/н
Должность
Количество ставок
Заработная плата в месяц
Всего на цикл,

тыс. руб.
Примечание

1
Директор
1
+
+


2
Заместитель директора по учебной работе
1
+
+


3
Заместитель директора по научно-методической работе
1
+
+


4
Психолог-профконсультант
1
+
+


5
Бухгалтер
1
+
+


6
Инспектор
1
+
+


7
Секретарь-референт
1
+
+





Практические рекомендации по составлению бизнес-плана экономической деятельности школы подготовлены на основе анализа и обобщения накопленного в системе образования опыта и ориентированы на платные дополнительные образовательные услуги. Выбор этих услуг из всего многообразия видов предпринимательской деятельности школы объясняется тем, что это единственно «профильный» для неё вид деятельности и менее других экономически затратный.



Бизнес план предприятия - Бизнес план магазина - Бизнес план кафе - Бизнес план ресторана - Бизнес план автомойки

Бизнес план салона красоты - Бизнес план автосервиса - Бизнес планирование - Примеры бизнес планов - Другие бизнес планы