бизнес планы

Бизнес план производства фиточая


Почти в каждом товарном сегменте продовольственного рынка можно выделить группу продуктов с лечебно-профилактическими свойствами. Придать еде свойства лекарства позволяют различные функциональные добавки, которых может быть так много, что от исходного продукта останется только название. Примеры проявления такой тенденции — кофе без кофеина и фиточай (травяной и фруктовый), созданию производства которого и посвящен нынешний “Бизнес “под ключ”.

Строго говоря, чаем может называться только продукт переработки чайного листа. Однако травяные и прочие подобные настои изготовляют из сырья, обладающего схожими свойствами. Темпы роста объемов продаж этого товара составляют 10-15% в год и, как прогнозируют эксперты, в течение ближайших лет сохранятся. Ключевые факторы успеха в “фиточаевом” бизнесе для продовольственного рынка традиционны: высококачественное сырье, отработанная технология с элементами инновационности, продуманная маркетинговая стратегия и хорошо поставленная система регулярного менеджмента, ориентированная на клиента. Соблюдение этих базовых условий позволяет не только “отбить” первоначальные инвестиции, но и создать бренд национального масштаба, обеспечивающий 15-20%-ную рентабельность бизнеса при достойном объеме продаж на растущем рынке.

“Настоящий” чай подразделяется на четыре вида: зеленый, черный, желтый и красный, которые, в свою очередь, различаются главным образом технологией обработки исходного сырья. Группу “чаеобразных” формируют натуральные фиточаи и ароматизированные чаи. Последние приобретают новый вкус за счет добавления масла (персикового, апельсинового, лимонного, черносмородинового и пр.) или химических ароматизаторов, идентичных натуральным, а также высушенных лепестков цветов и растений или измельченных кусочков яблок, груш, ягод и др. В последнее время аналитики отмечают рост популярности фиточаев мате (родом из Латинской Америки) и ройбуш (напиток с южноафриканскими корнями).

На долю зеленого чая приходится до 20% общемирового производства сухих чаев (0,5 млн т), а на долю красного — лишь 2,4% (60 тыс.т). Фиточаи подразделяются на травяные (с использованием мяты, ромашки, зверобоя, листьев смородины), плодово-ягодные и смешанные со сложными составами. Особняком стоят функциональные чаи для похудения, которые, кстати, могут быть “нечистокровными” и содержать зеленый чай. Спрос на них растет весной и летом, когда прекрасной половине человечества отчаянно хочется обрести новую фигуру ценой минимальных усилий. В целом, для группы фиточаев характерны сезонные колебания спроса на уровне 20-30%, а период спада приходится на лето.

На рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные торговые марки. С зарубежными брендами все понятно — традиции здорового питания имеют на Западе длительную историю, а значит, и ассортимент фиточаев более чем широк.

Чтобы начать производство фиточаев, необходимо, как обычно, потратиться на приобретение основных фондов и формирование стартового оборотного капитала (инвестиции в создание бренда — отдельная и очень весомая статья расходов — мы вынесем за скобки, поскольку их размер часто обратно пропорционален “компетентности” компании в области маркетинга). “Железо” обойдется новичкам “фиточаевого” рынка максимум (новое “супер-пупер” оборудование от “крутого” иностранного производителя) в $400 тыс., минимум — в $30-50 тыс. Сезонный характер заготовки сырья предполагает, что придется потратиться на создание его запасов, замораживая при этом часть “оборотки”. Окупить первоначальные инвестиции, как показывает практика, удается примерно за 2 года, достигая при этом рентабельности вложенного капитала на уровне 18-28%.

Еще не так давно фиточай отождествлялся с ароматизированным черным чаем, хотя это совершенно разные продукты с точки зрения используемого сырья. Себестоимость ароматизированного черного чая намного ниже, чем фиточая. Это отражается и на уровне розничных цен — 0,9-1,5 грн. и 3,2-3,5 грн. за сопоставимые упаковки соответственно. Поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы разъяснить потребителям полезность продукции и ее отличия от черного ароматизированного чая.

Фиточаи — товар особый, поэтому с санитарной службой придется общаться очень плотно. Чтобы облегчить себе жизнь, неплохо переложить часть проблем на плечи поставщиков. В идеале, каждая партия сырья должна иметь сертификаты качества и соответствия, в которых фиксируются органолептические, физико-химические, радиологические и микробиологические показатели, массовая доля солей тяжелых металлов, пестицидов и микотоксинов. Но если по каким-либо причинам поставщик не смог запастись этими документами, то производителю придется самому озаботиться их получением.

Для изготовления фиточаев, как правило, используют растения, в состав которых входят компоненты, присущие и натуральному чаю, — танины, кахетины, кофеины, флавоны, различные эфирные масла. В качестве сырья пригодны ромашка, листья малины, земляники, ежевики, черники, смородины, мята перечная, материнка (душица обыкновенная), чабрец ползучий, зверобой, цвет липы, плоды шиповника, горец птичий (спорыш обыкновенный), эхинацея и др. Основным критерием качества сырья для производства фиточаев является содержание в нем биологически активных веществ, поэтому часть растений заготовляют в период максимального накопления таковых:
листья — в начале цветения, хотя это вполне можно делать с момента достижения ими нормального размера и до отмирания;
траву — в начале цветения или при полном цветении;
цвет и соцветия — в фазе цветения, лучше всего — в начале;
плоды — после полного дозревания;
ягоды — немного раньше полного дозревания, так как перезревшие они теряют товарный вид, а кроме того, возникают проблемы с сушкой.

Заготовляют сырье только в сухую погоду, потому что во влажном состоянии оно плохо поддается сушке. Не рекомендуется собирать загрязненную растительность, произрастающую вдоль автомагистралей и накопившую множество вредных веществ вроде свинца, а также пораженную вредителями и различными болезнями.

Заготовленное сырье должно находиться в таре не более 3-4 ч: в течение этого времени его необходимо перебрать и устранить максимально возможное количество посторонних примесей (отмершие части растений, камешки, земля). После этого сырье поступает на сушку, целью которой является удаление влаги, прекращение процессов жизнедеятельности и действия ферментов. Чем быстрее было высушено сырье, тем выше, в конечном итоге, его качество.

На практике применяют различные методы сушки:

“в тени” — для окрашенных частей растений и содержащих летучие вещества;
“солнечная” — для неокрашенных частей растений;
“искусственная” с использованием специальных сушилок — для любого сырья (наиболее эффективная, так как позволяет подобрать оптимальный температурный режим).

Особое значение имеет транспортная тара для сырья. Она должна соответствовать ГОСТ 6077-80, т.е. быть чистой, сухой, крепкой, однородной, без посторонних запахов. Перечисленным требованиям отвечают тканевые, бумажные и полиэтиленовые мешки, бумажные пакеты, тюки в форме ящика, фанерные и гофрокартонные ящики.

Склад для хранения растительного сырья должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым, защищенным от амбарных вредителей и прямого солнечного света, от воздействия которого “сухостой” может обесцветиться. Для доставки к месту переработки необходимо использовать только крытый транспорт без посторонних запахов.

Сырье, кстати говоря, можно не только перерабатывать для поставки готовой продукции на внутренний рынок, но и весьма успешно экспортировать.

“Основные расходы на закупку сырья компания-производитель несет в конце лета — начале осени. Создание запасов на весь год — задача финансово непосильная, а вот на полгода — вполне выполнимая. Отечественное сырье стоит недорого, однако цены варьируются в широком диапазоне в зависимости от качества сырья, урожая и времени закупки.

С отечественным сырьем проблема другая — организовать заготовку так, чтобы не испытывать недостатка и иметь меньше сложностей с доводкой до нужных кондиций. Сегодня существует определенный вакуум: заготконторы советского “розлива” медленно умирают, а новые фермерские хозяйства еще только развиваются.

Для производства фиточаев необходимо обзавестись сушкой (для досушивания сырья), линией подготовки сырья (включающей измельчитель, просеиватель и купажирователь), смесителем, фасовочным и упаковочным автоматами. Кроме того, понадобится еще различное лабораторное оборудование.

Комплект нового импортного оборудования для производства фиточаев, как уже говорилось, стоит от $30 тыс. до $400 тыс. (с НДС). Цена линии зависит от состава оборудования и именитости производителя.

О технологии... Ее отправной точкой является входной контроль качества сырья. В зависимости от влажности сырье поступает на досушивание или сразу на измельчение.

Отдельным партиям сырья присваивают индивидуальные номера, чтобы можно было отладить технологический процесс с учетом качественных показателей. Измельченное сырье возвращают на склад, а при необходимости — направляют в производство. Если рецептура сложная (плодово-ягодная), то ее компоненты купажируют — сиречь смешивают.

Полученную смесь отправляют на упаковочный аппарат, где фасуют либо насыпью в полипропиленовые пакеты, либо “порционно” в фильтр-пакеты. Пакетированный фиточай раскладывают в картонные коробочки, которые датируют днем выпуска продукции. Каждую коробочку заворачивают в полипропиленовую пленку и укладывают в ящик. В каждую коробочку можно вложить ярлык с индивидуальным номером рабочего для последующего контроля.

В результате всех манипуляций на свет появляется “долгоиграющий” продукт с длительным сроком хранения: 12-24 мес.

Фиточаи можно упаковывать в прозрачные пакеты относительно большого развеса (около 100 г) и порционно (картонные коробочки с пакетированной продукцией). Пакетированный фиточай является более ходовой позицией, однако здесь возникает проблема обеспечения упаковочными материалами. 1 т импортного картона необходимого качества обходится производителю в EUR1200 (с НДС) и более. Фильтр-пакеты стоят $6-9 за 1 кг (с НДС), причем цена зависит от способности материала пропускать микрочастицы. Полипропиленовая пленка для оборачивания коробочек может быть и отечественной — тогда ее стоимость составит от 12 грн. за 1 кг (с НДС).

На рынке фиточаев небрендированному товару делать нечего — конкуренты затопчут и не заметят. Поэтому необходимо сразу же приготовиться к расходам на разработку корпоративного стиля и регистрацию торговой марки.

При формировании ассортимента фиточаев необходимо исходить из принципа разумной достаточности. Исследования показали, что расширение ассортимента на 1-2 позиции (при наличии 8-10 позиций) приводит к росту потребления предлагаемого производителем чая всех видов на 4-5%. Приходя в магазин и видя широкий ассортимент, покупатель не ограничивается одной упаковкой, а берет несколько. Однако место на полке в магазине не безгранично, поэтому необходимо сконцентрироваться на наиболее ходовых позициях.

Особо стоит отметить то обстоятельство, что ассортиментный ряд не должен быть статичным. Он должен меняться, дополняться.

Для обслуживания технологической линии по производству фиточаев необходимо 10-12 рабочих и 1-2 сменных технолога. Что касается “белых воротничков”, то их количество определяется организационной структурой компании и масштабами ведения хозяйственных операций.

Решение производственных вопросов на этапе создания бизнеса — дело непростое, но посильное. Намного сложнее наладить реализацию продукции. На начальном этапе развития начинающему “фиточайнику” стоит поставить во главу угла информационно-разъяснительную работу: участие в выставках, размещение статей в прессе, проведение дегустаций. Конечная цель (первая главная) — повышение уровня осведомленности и конечных потребителей, и потенциальных деловых партнеров относительно полезных свойств фиточаев. Сложность в продвижении фиточаев на рынок состоит в том, что они не являются стратегическим продуктом для оптовиков. Они рассматриваются как сугубо ассортиментная позиция, на которой акцент не делается. Поэтому вторая главная цель маркетинговой стратегии — заинтересовать в фиточаях и оптовые структуры, и розницу.



Бизнес план предприятия - Бизнес план магазина - Бизнес план кафе - Бизнес план ресторана - Бизнес план автомойки

Бизнес план салона красоты - Бизнес план автосервиса - Бизнес планирование - Примеры бизнес планов - Другие бизнес планы